
Положение о Республиканской Инженерной олимпиаде школьников
2.2. Задачи Олимпиады:
Выявление и поощрение обучающихся, демонстрирующих наилучшие результаты в инженерных проектах и исследовательских разработках естественнонаучной и технической направленностей;
вовлечение детей, прошедших профильные смены естественнонаучной и технической направленностей, в проектную деятельность, разработку и продвижение инженерных и исследовательских проектов в командах под руководством наставников;
знакомство с современными трендами и проблемами научно-инженерных областей, встречи с учеными и конструкторами, а также освоение базовых навыков работы на современном оборудовании;
создание возможностей и условий для проявления обучающимися своего творческого потенциала, интеллектуальных способностей и склонностей к инженерному изобретательству, а также использованию приобретенных в процессе обучения знаний soft и hard-компетенций;
содействие формированию условий для самоопределения обучающихся в соответствующих профессиональных направлениях деятельности, областях знаний и профессиональных сообществах, в осознанном выборе будущей профессии, соответствующей запросам отечественной экономики;
привлечение внимания детей и подростков к успешным образцам детских инженерных проектов и разработок;
обучение учащихся эффективным формам командной работы, презентации результатов проектной и исследовательской деятельности и освоение важных для достижения успеха soft и hard-компетенций.
4. Участники Олимпиады
4.1. В Олимпиаде могут принимать участие обучающиеся 8-11 классов государственных и негосударственных образовательных организаций всех видов и типов.
4.2. В Олимпиаде принимают участие команды из 5 человек. Команды формирует образовательное учреждение.
4.3. У каждой команды должен быть доступ к приложению Zoom.
4.4. Школьники участвуют на Олимпиаде согласно официальной заявке на участие, утвержденной директором образовательного учреждения.
5. Порядок и сроки проведения Олимпиады
5.1. Олимпиада состоит из трех этапов:
1 этап – практический зачет: разработка, создание проекта по кейсу на выбор (приложение 1), съемка видео-презентации проекта при участии всех членов команды и загрузка на гугл-диск;
2 этап – теоретический зачет: решение теоретических задач (на местах); разрешено использование различных информативных источников;
3 этап – финал: онлайн презентация лучших проектов (команд, набравших наибольшее количество баллов по итогам первых двух этапов).
5.2. 1 декабря 2020 г. в 10:00 ч. – Оргкомитет направляет задания на эл. почты руководителей, указанные в заявках.
5.3. До 3 декабря
2020 г. командам необходимо загрузить решенные задания и видео-презентацию проекта, решенного в соответствии с заданием (Кейсом) на гугл-диск по ссылке:
5.4. По итогам финала Олимпиады определяются победитель и призеры Олимпиады. 5 декабря 2020 г. на почты руководителей команд направляются протоколы и приглашение на финал.
5.5. 6 декабря
2020 г. - тестовое подключение финалистов. Ссылка на тестовое включение и на Конференц-связь будет направлена руководителям команд.
5.6. 7 декабря
2020 г.– будет проведена Конференц-связь для финалистов. Команды представляют и защищают свои проекты (итоги проделанной работы, выступление не более 3 минут), члены жюри задают вопросы по проектам.
5.7. Результаты финала Олимпиады публикуются на следующий день на странице ВК РДОТ https://vk.com/rtekhnopark.
6. Условия проведения Олимпиады
6.1.Практический зачет.
Конкурс командных
проектов. На этом этапе Олимпиады команда представляет готовый проект, выполненный по одному из предложенных кейсов
(Приложение 1).
Допускается представление:
действующей модели (уменьшенной копии) проекта;
концепции проекта (чертежи, расчеты, 3D-модели, презентации, техническое описание).
6.2. Результаты участия команд в Олимпиаде оцениваются суммарно по теоретическому (решение задач) и практическому (создание и презентация проекта) зачетам.
6.3. В финал выходят лучшие команды, набравшие наибольшее количество баллов по двум этапам.
6.4. Направления теоретического зачета предполагают наличие следующих знаний:
Конструирование: конструктивно-технологические задачи с обоснованием конструкции изделия, выбора материала, технологии изготовления деталей, сборки и ремонта изделия;
Прикладная физика: качественные и количественные задачи при конструировании технических объектов с использованием разделов механики, гидравлики, термодинамики, магнетизма, оптики;
Решение изобретательских задач: задачи с использованием приемов преобразования объектов, вепольного анализа, метода маленьких человечков и других приемов теории решения изобретательских задач, приемы разрешения физических и технических противоречий;
Электроника: задачи на знание закона Ома и правил Кирхгофа, технологий электромонтажа, измерений в радиоэлектронике и схемотехнике, использование пакетов программ моделирования электронных устройств;
Робототехника: задачи по разработке моделей роботов и роботизированных устройств.
6.5. Победители и призёры по направлениям занявшие I, II, III места, команды, занявшие I, II, III места награждаются призами, медалями и дипломами РДОТ, все участники получают сертификат участника.
7. Критерии
оценки
7.1. Критерии оценки теоретического зачета:
приведено полное последовательное, логично изложенное решение, с использованием физических законов, закономерностей, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом;
приведён правильный рисунок (если требует условие задачи);
проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями);
представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины;
использование базовых и дополнительных знаний, современных научных и инженерных представлений, и научных понятий.
Каждый критерий оценивается по 10 бальной системе.
7.2. Критерии оценки практического зачета.
Жюри проводит оценку результатов по балльной системе по совокупности следующих критериев:
- идея проекта;
- реализация (макет, интерфейс, функциональность и т.д.);
- сопровождающие материалы (презентация, описание, выступление) и т.д.
Защита командного проекта оценивается также по следующим критериям:
соответствие содержания предложенному заданию (кейсу);
соблюдение требований к конструкции;
степень завершенности работы и готовность к эксплуатации;
работоспособность высокоподвижного многофункционального транспортного средства;
соответствие требованиям технического задания;
инженерная идея, изобретательский уровень, оригинальность решения задачи;
грамотность технического решения, соответствие требованиям техники
безопасности;
правильность оформления технической документации (грамотность выполнения чертежей и схем);
дизайнерское решение разработки (качество отделки, аккуратность оформления, наглядность проекта, эстетика);
уровень разработки - обоснование принципов, использованных в работе, проведение расчетов различного уровня, определяющих основные параметры работы, уровень графической и математической проработки;
качество защиты работы (четкость ответов на вопросы по существу сообщения и содержанию проекта, владение терминологией, культура речи).
7.3. Структура защиты командного проекта:
цель создания проекта;
назначение комплекса, сфера использования;
анализ существующих конструкций, недостатки имеющихся прототипов;
преимущество и новизна идеи, технические решения;
технические характеристики;
краткое описание проекта, особенности эксплуатации конструкции;
учет экологических требований и требований техники безопасности во время эксплуатации конструкции;
время работы над созданием конструкции;
доля личного участия учащегося (указать конкретный вклад учащегося в разработке и создании конструкции).
8. Руководство и состав жюри
8.1. Руководство подготовкой и проведением Олимпиады осуществляет Оргкомитет, утвержденный в установленном порядке.
8.2. В состав лекторов и жюри входят преподаватели и научные сотрудники ВУЗов и научно-производственных объединений.
9. Заявки и документы
9.1. Командная заявка от учреждения со списком участников (Приложение 2) должна быть утверждена подписью руководителя УДОД, печатью образовательного учреждения и отправлена до 30.11.2020 г. на электронную почту rtekhnopark@mail.ru. Без предварительной заявки делегации к участию не допускаются.
9.2. Данное положение является официальным вызовом на Олимпиаду.
9.3. Подробная информация на сайте http://rtekhnopark.wixsite/com/rdot.
Справки по контактному телефону: 8 (347) 276-34-76 (отдел НТиИТУ) и электронной почте rtekhnopark@mail.ru.
10. Регистрация
10.1. Для участия в Олимпиаде необходимо пройти электронную регистрацию.
10.2. Зарегистрироваться можно по ссылке: https://forms.gle/vAgg3adGfm1Uf7rk8.
10.3. Все графы
в гугл-анкете, являются обязательными для заполнения.
11. Финансирование
11.1. Финансовые расходы на проведение осуществляются за счет финансового обеспечения субсидий на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг /703/875/15/6/01/43690/611/011-1122/, разрешается привлекать средства спонсоров.
Приложение 1
Задания 1 этапа Олимпиады
(нужно выбрать
один кейс)
Кейс 1.
Концепция: В условиях пандемии и дистанционного обучения возникает необходимость проводить лабораторные работы на оборудовании, которое находится в образовательной организации. Это могут быть стенды, микроскопы, измерительная аппаратура. Так как обучающиеся находятся дома, то сейчас для демонстрации работы оборудования проводится видеозапись. Эффективность такого подхода низкая.
Задача: Необходимо предложить вариант решения, при котором обучающиеся смогут взаимодействовать с лабораторным оборудованием удаленно.
Кейс 2.
Концепция: На сегодняшний день происходит повсеместное внедрение цифровых технологий, в том числе в области документооборота. Однако, в соответствии с законодательством для многих документов в организации необходимо создавать и сохранять бумажный экземпляр. Таким образом, процесс подписания такого документа выглядит следующим образом: документ согласовывается в электронном виде несколькими сотрудниками, после чего бумажную версию этого документа нужно подписать у одного или нескольких руководителей и передать на обработку (в архив, в узел связи для отправки по почте и т. д.). Соответственно, необходимо автоматизировать работу с бумажной версией документа.
Задача: Предложите вариант решения, который бы смог автоматизировать процедуру подписания бумажных документов.
Кейс 3.
Концепция: Космические исследования, проводимые непосредственно на орбите, требуют доставки значительных грузов – как сложного специализированного оборудования, так и материальных запасов для долговременного пребывания учёных и инженеров. Ещё большие грузы потребуется доставлять в космос, когда начнётся полноценное освоение новых небесных тел. Современные космические корабли, как и во времена Гагарина, Титова, Армстронга, обеспечивают доставку сравнительно небольших объёмов грузов, при том, что стоимость 1 кг., доставленного на орбиту, на сегодняшний день составляет, самое меньшее $11 000. Такая стоимость, по понятным причинам, тормозит полноценное освоение космоса (дешевле изыскивать скрытые ресурсы Земли).
Задача: Необходимо придумать экономичный способ доставки на орбиту значительных грузов, позволяющих в ближней перспективе приступить к полноценному освоению ближайших к Земле небесных тел (а не разовые экспедиции туда и, тем более, не работу роботов-«луноходов»).
Требования: Способ должен опираться на известные законы физики, в том числе, космофизики; к его описанию должно прилагаться хотя бы примерное обоснование того, почему он окажется более экономичным, чем существующий способ доставки грузов на орбиту ракетами имеющихся моделей.
Подсказка: решение стоит искать не только на путях усовершенствования ракет, но и в поиске принципиально новых форм и способов передвижения в космосе – но опять же, в полном соответствии с законами физики.
Кейс 4.
Концепция: В космосе – в условиях отсутствия атмосферы, при абсолютно иных, чем земные, показателях давления на человеческое тело, в принципиально иной химической среде – человек вынужден действовать в скафандрах той или иной конструкции. За 50 с лишним лет освоения космоса человеком были разработаны скафандры, в минимальной степени стесняющие человеческое тело – и, однако, они все равно заведомо затрудняют движение, а самое главное, лишают человека «естественности» в движениях, что заведомо, при любых тренировках, снижают эффективность его действий.
Задача: Необходимо придумать технологический принцип, который позволит человеку полноценно действовать в условиях космоса (в том числе, решать задачи, требующие значительных физических и интеллектуальных усилий) без внешней оболочки типа скафандра, которая будет стеснять его движения. (Приветствуются гипотезы относительно технико-технологических характеристик конкретных устройств, реализующих предложенный технологический принцип).
Требования: Разработка должна опираться как на известные законы и принципы физики и космофизики, так и на представления о физиологии человека, в том числе, на сведения об особенностях функционирования человеческого организма в условиях космоса.
Кейс 5.
Концепция: В разных городах мира по разному добиваются соблюдения правил перехода пешеходами улиц.
Задача: Предложите свой новый вариант, как это сделать. Как добиться соблюдения этих правил?
Требования: Пригодность для всех категорий граждан, безопасность.
По возникающим вопросам относительно задания можете обращаться:
Аминова Гульфира РамилевнаРамилевнаопр,
Тел: 8(347) 272-03-88; моб: +79371643258 (WhatsАрp)
Приложение 2
КОМАНДНАЯ ЗАЯВКА
на участие в Республиканском этапе Инженерной олимпиаде школьников
2020г.
Населенный пункт, район, город________________________________________________
УДО ___________________________________________________________________________________
(полное название по Уставу)
№ п/п
|
Ф.И.О. (полностью)
|
Направление
|
Дата
рождения
|
Школа,
класс
|
Индекс, домашний адрес
|
Св-во
о рождении/ паспорт (№,серия, кем, когда выдан)
|
Соц.
номер (ИНН)
|
Ф.И.О.
руководителя
(полностью), подготовившего учащегося,
должность,
учреждение,
номер мобил. телефона
|
1
|
2
|
3
|
4
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Руководитель УДО ______________ /________________ /
подпись Ф.И.О.
М.П. Дата «_____» ______________
2020 г.